Север и Юг Кипра борются за контроль над воздушным пространством острова

Правительство Северного Кипра объявило открытый тендер на приватизацию аэропорта Эрджана. В течение следующего полугодия правительство будет рассматривать заявки от инвесторов. Как сообщил Эрсин Татар, министр информации Турецкой Республики Северного Кипра (ТРСК), реконструкция аэропорта предусматривает строительство нового терминала и взлетно-посадочной полосы. Это позволит удвоить вместимость аэропорта: если сейчас он может принимать до 2 миллионов пассажиров в год, то после реконструкции пропускная способность увеличится до 5 миллионов человек.

Также предполагается оборудовать воздушный порт вспомогательной взлетно-посадочной полосой, предназначенной для приема воздушных судов в сложных метеорологических условиях, при ограниченной видимости.

Планы по реконструкции связаны не просто с желанием ТРСК усовершенствовать воздушное сообщение страны. Это один из важных шагов по улучшению международного положения непризнанной республики.

Дело в том, что Турецкая Республика Северного Кипра пока не признана ни одной из стран мира, кроме Турции. Это препятствует развитию туризма и ограничивает цены на недвижимость Северного Кипра, создавая ряд экономических и социальных проблем. Входить в состав Республики Кипр на предлагаемых условиях турецкая часть острова тоже не желает.

Попытки развития собственной экономики ТРСК, как правило, встречают горячую поддержку из Анкары и одновременно столь же жесткое противодействие со стороны Никосии. Дело в том, что для правительства Республики Кипр недооцененная в настоящее время недвижимость Северного Кипра представляется либо стратегическим запасом (конечно, если когда-нибудь удастся договориться об объединении острова), либо же серьезной угрозой рынку недвижимости на Кипре: цены могут обрушиться, если ТРСК сумеет улучшить свое положение и выйти на новый уровень торговли недвижимостью. Такова же ситуация и в туристической сфере. Потому Никосия предпринимает решительные меры по предотвращению нежелательного для нее развития событий.

Несколько недель назад правительству «греческого» Кипра удалось одержать юридическую победу европейского масштаба над турецкой авиакомпанией Cyprus Turkish Airlines: арбитражный суд в Лондоне подтвердил запрет прямых авиарейсов на север острова. Турецко-кипрская компания апеллировала к тому, что необходимость делать пересадку в Турции неблагоприятно сказывается на экологии, увеличивая выбросы парниковых газов, а также завышает стоимость билетов. Мнение же признанного правительства Никосии, считающего любые перелеты на север страны незаконными, авиапревозчик вообще предлагал игнорировать на том основании, что «Республика Кипр де-факто не контролирует воздушное пространство на севере острова».

Читайте также:  Продажи недвижимости иностранцам выросли в 2010 году

Однако английские судьи не согласились с этой аргументацией. Как сказано в заявлении юридической службы кипрского правительства, «суд не признал существования каких-либо общих принципов международного права, на основании которых могли бы автоматически отменяться права суверенного государства в районах, где оно не осуществляет эффективного контроля».

Таким образом, перелеты на север острова по-прежнему возможны только с пересадкой в Стамбуле. Официальные власти Кипра с нескрываемой радостью комментируют решение суда как «важную юридическую веху, самым ясным и однозначным образом подтверждающую суверенитет Республики Кипр над ее воздушным пространством».

Для рынка недвижимости на Кипре складывается интересная ситуация. Явная поддержка Турции и активная политика ТРСК создают неплохие предпосылки для развития рынка недвижимости Северного Кипра, так что цены на нее в ближайшее время будут расти, хоть и медленно. В то же время, поддержка Евросоюза и, в частности, Великобритании, давнего сторонника Никосии, фактически гарантируют стабильность цен на жилье в республике Кипр: ведь никто из них не заинтересован в быстрой легализации недвижимости Северного Кипра.